|
Таким
образом, субъективно к сигналу в ламповом усилителе добавляется
всего несколько первых четных и нечетных гармоник, причем их уровень
должен быть довольно значительным. Обычно ламповый усилитель класса
hi-end имеет коэффициент нелинейных искажений от 0,5% до 3,0% (например,
усилитель "Первый" за 900 долларов, упомянутый в обзоре
hi-end-усилителей в журнале "Салон Audio-Video", #6, стр.
61).
Следует
отметить, что по тому же принципу работают студийные эффект-процессоры
обработки звука - эксайтеры. В некотором роде ламповый усилитель
и есть эксайтер. Именно поэтому ламповые усилители с очень малыми
нелинейными искажениями не пользуются популярностью в среде аудиофилов,
характеризующих их звук как отстраненный, неэмоциональный, не добавляющий
яркости сигналу, близкий к звуку транзисторного усилителя с очень
малыми нелинейными искажениями. В транзисторных усилителях эффект
маскирования проявляется значительно слабее, благодаря чему эффект
эксайтинга выливается в добавление звуковой "грязи" и
"песка". Поэтому для получения звучания, хотя бы немного
приближающегося к "ламповому", требуется на порядок уменьшить
коэффициент нелинейных искажений. Это сложная техническая задача,
и ее решение современными методами не всегда экономически оправданно.
Проще говоря, ламповый усилитель, произведенный в Юго-Восточной
Азии, может стоить значительно дешевле транзисторного hi-end-усилителя
американского или европейского производства при субъективно одинаковом
качестве звука. Что на самом деле и привело к кризису и разорению
в начале 1998 года многих небольших американских фирм, работавших
на рынке hi-end.
Для дешевых АЦП и ЦАП характерно отсутствие уменьшения амплитуд
гармоник с ростом частоты. Проведенные мною измерения на звуковых
картах в ценовом диапазоне от 10 до 60 долларов показали, что для
этих карт все гармоники вплоть до частоты дискретизации, деленной
на два, могут иметь одинаковую амплитуду. Это очень тяжелая с точки
зрения психоакустики ситуация. Такие АЦП/ЦАП, несмотря на довольно
низкий коэффициент гармоник (обычно 0,02-0,04%), имеют как бы утрированное
транзисторное звучание и очень хорошо "убивают" звук.
В более дорогих моделях АЦП/ЦАП, где спад амплитуд гармоник подчиняется
обратно пропорциональному закону, звук имеет уже обычную "транзисторную"
окраску. Однако сейчас появились 22-24-битные АЦП/ЦАП производства
фирмы Analog Devices с очень низким (до 0,002%) коэффициентом гармоник.
Они, например, используются в цифровом процессоре эффектов Boss
GX700, имеющем, по отзывам многих знаменитых западных музыкантов,
даже более "ламповое" звучание, чем многие истинно ламповые
hi-fi-усилители.
© Дмитрий Симаненков
|
|