|
Иногда
ламповые усилители используются для "оживления звука"
при окончательной подготовке фонограммы. На некоторых Российских
и зарубежных фирмах полностью записанная и сведенная в "цифре"
фонограмма переводится из цифры в аналог, пропускается через несколько
ламповых эквалайзеров (например, TL Audio G400) или усилителей и
снова оцифровывается и записывается на CD-R или магнитооптический
диск. Конечно, какой то положительный эффект от этой процедуры будет,
но, по-видимому, только в случае прослушивания записи через транзисторный
усилитель.
В случае
же использования конечным слушателем лампового усилителя двойное
прохождение сигнала через лампы (на стадии записи и воспроизведения)
может и окончательно "убить" звук. Предпринимались попытки
цифрового моделирования лампового усилителя. Однако plug-in для
WaveLab "RedValve" не впечатлил меня, хотя некоторое сходство
со звуком недорогого лампового усилителя, несомненно, ощущается.
И потом, воспроизведение ламповыми усилителями самых высоких частот
(8..20 Кгц) не столь уж и хорошо. Рекомендую проделать простой опыт.
Отфильтровать цифровым (аналоговый вносит фазовые искажения) фильтром
в фонограмме диапазон 8..20 Кгц и воспроизвести его через ламповый
и транзисторный усилитель с обычными параметрами АЧХ от 20 Гц до
30 Кгц и нелинейными искажениями на уровне 0.01% (такой стоит не
более $100).
Строгие
математические определения АЧХ и коэффициента нелинейных искажений
можно прочитать в моей статье в КТ N 243. В этих условиях в моих
экспериментах эксперты не отдавали никакого предпочтения ламповому
усилителю. Многим экспертам не понравилось некоторое смягчение атаки
лампами при воспроизведении звуков "тарелочек" и недостаточно
"глубокое" воспроизведение самых низких частот из-за "врожденных"
ограничений трансформаторных усилителей. Так что преимущество лампового
звука, по видимому проявляется только при воспроизведении средних
частот (200..8000 Гц).
С точки
зрения имитации "живого" звука чисто цифровыми методами
очень интересен процессор обработки BOSS GX700. Он полностью "в
цифре" в реальном масштабе времени создает типизированную виртуальную
студию звукозаписи. Сначала входной сигнал (с электрогитары и т.д.)
поступает на 20-битное высококачественное АЦП. Далее оцифрованный
сигнал обрабатывается имитатором лампового усилителя и эквалайзера.
Причем можно выбрать тип устройства из большого списка реально продающихся
на рынке аналоговых усилителей. Затем сигнал поступает на "speaker
simulator", симулятор звуковых колонок, играющих очень важную
роль при "оживлении" звука. Тип виртуальных "цифровых"
колонок можно выбрать из обширного списка реально существующих на
аудио рынке. После "цифровых" колонок сигнал поступает
на ревербератор, имитирующий акустические свойства помещений студий
звукозаписи.
Размеры
помещений и величину коэффициента затухания процессов реверберации
можно выбрать из списка и подрегулировать вручную. Кроме ревербератора
на этой стадии можно подключить звуковые эффекты флэнжер, хорус,
фэйзер, гармонайзер, питч-шифтер, делэй. Далее сигнал поступает
на имитатор микрофона, тип которого, конечно же, можно выбрать из
большого списка. Возможно, также регулировать местоположение микрофона
в виртуальной студии. Затем сигнал поступает на имитатор лампового
микрофонного предусилителя, тип которого выбирается из списка, и,
наконец, на сигнал подается на выход процессора обработки звука
BOSS GX700. И все это работает в реальном времени!
К
сожалению чисто программной реализации подобного устройства для
персонального компьютера мне обнаружить не удалось. Поэтому сейчас
я по мере сил своих и возможностей пытаюсь сам запрограммировать
нечто, хотя бы приближающееся по функциональным возможностям к BOSS
GX700.
|
|