|
Принципиальным
отличием хорошего лампового усилителя от транзисторного является
отсутствие в нем ООС (обратная связь), которая не самым лучшем образом
сказывается на звуке. В транзисторном усилителе не обойтись без
ООС, так как для того, чтобы обеспечить даже скромные значения нелинейных
искажений и приемлемое выходное сопротивление, усилитель на транзисторах
должен как минимум иметь глубокие местные ООС. Каждый транзистор
и усилитель в целом охвачены ООС. Каждый биполярный (или полевой)
транзистор имеет последовательную ООС по току, которая образуется
в результате падения части сигнала на внутреннем сопротивлении эмиттера
(истока) транзистора.
Специалистам
хорошо известно, что эффективных средств для уменьшения нелинейных
искажений высших порядков нет. Применение ООС ухудшает положение,
так как с ее помощью искажения низших порядков преобразуются в искажения
более высоких порядков. Отсутствие ясности и чистоты баса - это
то, что в итоге имеет владелец усилителя (неважно, лампового или
транзисторного), выходное сопротивление которого имитируется с помощью
ООС.
Присутствие
музыкальном сигнале даже небольших по величине продуктов интермодуляции
высших порядков вызывает у слушателя ощущение "металличности",
жесткости, шероховатости, замутненности звучания, чаще всего такое
звучание называют просто ненатуральным - все это свойственно транзисторным
усилителям. На интуитивном уровне можно отдать предпочтение лампе,
как вакуумному проводнику, перед имеющим кристаллическую структуру
транзистором. Однако. кроме малоубедительных результатов прослушивания,
данных, что транзистор при правильном его использовании звучит хуже,
чем лампа, нет. В то же время среди разработчиков "хай-эндовых"
усилителей постепенно сформировалось мнение, что дело вовсе не в
транзисторах, а в ООС, без которой не обходится ни один усилитель
на транзисторах. Стало ясно: ООС (отрицательная обратная связь)
разрушает музыкальный сигнал. |
|