|
Для
повышения чувствительности акустических систем в новых моделях громкоговорителей
широко применяют магниты с повышенной коэрцитивной силой, изготавливаемые
как с использованием ферритов, так и сплавов редкоземельных элементов
(ниодим, самрий, кобальт и т.д.).
Стремительное
развитие цифровых технологий записи звука предъявляет повышенные
требования к конструкции ВЧ-громкоговорителей. Дело в том, что существовавшие
до появления CD звуковые носители (магнитофонная лента, виниловые
грампластинки) в силу физических принципов аудиозаписи на них имели
ограниченный динамический диапазон вообще и по высоким частотам
в частности.
Так,
всеми нами любимая магнитофонная лента при увеличении уровня высоких
частот при записи неизбежно начинает их ограничивать, достигая уровня
своего насыщения на этой частоте. И никакие Dolby Hx-Pro не помогут
реализовать на частоте 20 кГц в кассетнике динамический диапазон
свыше 40-50 дБ. А на CD - пожалуйста! В связи с возрастанием средней
мощности звукового сигнала на высоких частотах все чаще в конструкции
современных ВЧ-динамиков применяется охлаждающая магнитная жидкость,
помещаемая в зазоре магнитной системы громкоговорителя. Эта жидкость
представляет собой суспензию магнитного порошка (феррита) в минеральном
масле, которая эффективноно охлаждает звуковую катушку "пищалки".
Однако,
так как эта же магнитная жидкость вместе с тем демпфирует подвижную
систему громкоговорителя, однозначного мнения о целесообразности
использования в "пищалках" магнитной жидкости сегодня
нет. Наблюдается плюрализм и в отношении материала, из которого
изготавливается диффузор твитера. В чем, однако, едины практически
все производители акустики, так это в вопросе о форме диффузора:
современные "пищалки" выпускаются только с купольным полусферическим
диффузором (Dome). Он может быть либо мягким (шелковая ткань с пропиткой,
некоторые виды пластиковых пленок), либо с жестким металлическим
(алюминий, титан и т.д.). Преимуществом мягких диффузоров является
хорошее затухание паразитных колебаний в материале диффузора, недостаток
- относительно большая масса (и, как следствие, меньшая чувствительность
и худшая передаточная характеристика). "Жесткие" металлические
"пищалки", напротив, легкие и чувствительные, но обладают
целым набором паразитных резонансов, придающих звучанию высоких
частот характерную "металлическую" окраску.
В лучших
современных "пищалках" используется комбинированная конструкция
- "мягкий" купол с напыленными на его поверхность дополнительными
тонкими металлическими слоями. Однако они - при отличном качестве
звука - относительно сложны в производстве и стоят значительно дороже.
Что касается конструкции современных СЧ-динамиков, то сегодня наблюдается
повсеместный "ренесанс" конусных среднечастотников, тогда
как в конце 80-х годов господствовали купольные СЧ-громкоговорители.
Благодаря прогрессу в развитии аудиотехники, в частности, широкому
применению новых типов пластиковых диффузоров, звучат современные
среднечастотники отменно.
Часто
приходится слышать споры о том, какие материалы лучше для изготовления
диффузора: бумага (картон) или пластик? В пользу бумаги обычно приводят
такие аргументы, как большая натуральность и теплота звучания бумаги
по сравнению с искусственным и холодным звуком пластикового диффузора.
Бумажные диффузоры, как правило, тяжелее, чем пластиковые, и поэтому
несколько хуже воспроизводят импульсные сигналы (удар в барабан).
Кроме того, их параметры могут меняться со временем из-за процессов
старения бумаги и испарения пропиточной мастики, что может привести
к заметному изменению характера звучания АС.
С другой
стороны, современные пластиковые материалы (например, полипропилен),
имея отличный баланс механических свойств: легкость, жесткость,
высокие внутренние потери в материале диффузора, - тоже невечны.
Так что однозначный ответ на этот вопрос дать трудно. |
|