|
Раньше
в спецификациях на акустические системы производители обычно указывали
два значения мощности: номинальную, т.е. значение мощности, при
котором нормируются гармонические искажения, и музыкальную, которая
являлась максимально возможной мощностью звукового сигнала на входе
акустической системы, которую она могла выдержать без ее механического
повреждения. Значение музыкальной мощности АС лимитируется механической
и электрической прочностью громкоговорителей акустической системы.
В последнее
время в спецификациях стали указывать диапазон рекомендуемой мощности
подключаемого к АС усилителя низкой частоты, например: 25-120 Вт.
Верхнее значение мощности, в данном случае 120 Вт, является, по
существу, музыкальной мощностью этой акустической системы, превышение
которой может привести к ее повреждению. Ну а нижнее значение указывает
на минимально допустимую мощность усилителя низкой частоты (в данном
случае 25 Вт), совместно с которым данная акустическая система еще
способна обеспечить высокое качество звучания.
Слов
нет, это весьма удобно и информативно, так как определяет требование
к усилителю низкой частоты, работающего с данной АС не только "сверху",
но и "снизу", с учетом значений характеристической чувствительности
данной акустической системы.
Отметим
также, что уровень развиваемой усилителем низкой частоты электрической
мощности на ее выходе в значительной степени зависит от входного
импеданса акустической системы. 8-омные акустические системы, как
правило, звучат тише, чем 4- омные, так как для обеспечения равной
электрической мощности усилитель должен в случае 8-омной акустики
обеспечить на выходе вдвое большее напряжение. Большинство же усилителей
низкой частоты имеют большую выходную мощность на 4-омной нагрузке,
чем на 8-омной.
В то
же время высокий импеданс 8-онных АС обеспечивает вдвое более высокое
значение их коэффициента демпфирования (демпфактор) низким выходным
импедансом усилителя, поэтому в общем случае они звучат на басах
более четко, чем 4- омная акустика. Этим во многом и объясняется
различный характер звучания одной и той же акустической системы
с различными типами усилителей. Судите сами, если один из усилителей
имеет экстремально низкое значение выходного импеданса (большой
демпфактор), этот усилитель будет гораздо лучше демпфировать акустическую
систему, чем усилитель с относительно высоким выходным импедансом.
В
общем случае звучание акустической системы в дуэте с первым усилителем
будет более четким, чем во втором случае. Далее, усилители низкой
частоты существенным образом отличаются друг от друга и по их способности
выдавать большие значения тока в нагрузку. Хорошие усилители звуковой
частоты являются почти идеальными источниками тока и поэтому способны
"держать в ежовых рукавицах" даже акустические системы
со сложным характером изменения их входного импеданса. Косвенным
тестом на "правильность" усилителя звуковой частоты является
характер изменения его динамической мощности при изменении нагрузки
с 8 до 2 (или даже 1) Ом, приводимые в спецификациях на усилитель.
У лучших
моделей усилителей значение электрической мощности удваивается при
уменьшении импеданса нагрузки вдвое. Те же модели усилителей, выходная
мощность которых "проседает" при уменьшении нагрузки,
по всей видимости, не обеспечат хорошего качества звука в паре с
"капризными" акустическими системами, входной импеданс
которых существенно изменяется в полосе звуковых частот.
А ведь
многие типы АС при номинальном значении входного импеданса, скажем,
в 8 Ом, могут иметь на некоторых частотах импеданс в 4 или даже
в 3 Ом! Вот вам и один из ответов на вопрос, почему одни и те же
акустические системы звучат по-разному в составе различных аудиосистем. |
|