|
Сантиметр за сантиметром
Самый
дешевый (и самый лучший, как считают некоторые) прием из всех вообще
бесплатен, но потребует некоторых силовых упражнений с вашей стороны
(и, возможно, одобрения со стороны прекрасной половины). Да, я собираюсь
говорить об очевидном. К черту декор и эстетику! Если вы хотите
лучшего звука, переставьте колонки туда, где они будут лучше всего
звучать.
Конечно, это проще сказать, чем сделать - и с акустической, и с
бытовой точки зрения. Небольшое перемещение колонок может сильнейшим
образом отразиться на качестве звука. Все начинается с медленного
перемещения левой фронтальной АС от стены до того места, где ее
мидбасовый диапазон станет живым и заполняющим комнату. То же нужно
сделать с правой колонкой. Когда прозрачность мидбасов вас будет
удовлетворять, можно начинать экспериментировать с поворотом и наклоном
АС. Можете считать это акустическим аналогом фокусировки бинокля.
Положение для сабвуфера можно подобрать аналогичным образом с той
поправкой, что его поворот и наклон можно не принимать во внимание.
Конечно, всякие мелочи домашнего быта - окна, стены, журнальные
столики, картины в рамах и камины - всегда будут злоумышлять против
вас, как бы хорошо вы не расположили колонки. Но с ними можно бороться.
К вашим услугам партизанская тактика (дешевле) и тяжелая артиллерия
(дороже).
И
только стоячие волны...
Томлинсон
Холман (две третьих в аббревиатуре ТНХ и обладатель премии Surround
Music Award 2004 года за продвижение многоканальной музыки) недавно
выдал мне краткий список основных акустических проблем в типичном
домашнем кинотеатре. Что он считает главной проблемой? Стоячие волны.
Эти волны, также известные как резонансы помещения, являются следствием
конкретных размеров вашей комнаты и приводят к тому, что некоторые
частоты в ней звучат громче всех остальных. Свободное от технических
подробностей и жаргона объяснение "по Холману": "Все
гудит и ухает".
Так
как же привести стоячие волны к порядку? Метод грубой силы заключается
в добавлении второго сабвуфера. Поставьте один сабвуфер в углу,
как обычно, а второй расположите посередине стены, чтобы резонансные
частоты от двух вуферов взаимопоглощались. Перемещайте второй саб
вдоль стены, пока не найдете точку, в которой АЧХ будет наиболее
линейной.
Более
хитрый подход - "поймать" низкочастотную волну до того,
как она станет стоячей. Множество компаний выпускает различные басовые
ловушки (хотя ни одна, как ни удивительно, не уточняет, какой сыр
лучше всего подходит в качестве "басовой приманки"). Принцип
работы следующий: устройство "захватывает" звуковую энергию
проблемной частоты и преобразует ее в тепло, тем самым устраняя
стоячие волны в комнате, а некоторые могут дополнительно рассеивать
или отражать другие частоты. Есть даже специальные подставки под
сабвуфер, которые призваны подавлять стоячие волны между полом и
потолком.
Если
все эти варианты не достаточно экономичны, всегда остается выход
для самоделкиных. Попробуйте перекрыть один из углов комнаты полосой
ткани высотой 1-1,2 метра. Используйте материал, который легко пропускает
воздух. Закрепив ткань, забейте получившуюся колонну подушками.
Может, выглядит это и не слишком симпатично, но этот метод достаточно
хорош, чтобы его применяли не только в голливудской звукозаписывающей
студии.
Хорошее
отражение
Высокие
частоты не менее капризны, чем басы. У стен, потолков, полов и мебели
есть жесткие отражающие поверхности. Если отраженного звука слишком
много, вы получаете неразборчивый звук и замутненную объемную сцену.
Если слишком мало - комната звучит глухо и безжизненно. В этом случае
лучший подход - правильно подобрать поглощающие, отражающие и рассеивающие
предметы.
Хотя
рекомендации могут быть разными, многие эксперты сходятся на том,
что акустической обработке нужно подвергать 20-50 процентов поверхности
стен и потолка комнаты. Многие компании предлагают готовые комплекты
акустической обработки для помещений разной площади, которые сильно
варьируются по цене и иногда доходят до стоимости неплохого автомобиля.
Часто в комплекты входят и басовые ловушки.
Если
вы хозяйственный и мастеровитый человек (то есть хотите все сделать
сами и как можно меньшей кровью), вам нужно ответить на два вопроса:
что именно в комнате нужно подвергнуть акустической обработке и
какие материалы использовать. Первые в списке - точки, от которых
отраженные волны доходят до слушателя сразу за прямым излучением.
К счастью, отраженный звук ведет себя так же, как и отраженный свет,
поэтому для нахождения нужных точек можно воспользоваться простым
зеркалом. Если с места прослушивания вы видите колонки, то именно
на это место на стене или потолке нужно вешать поглощающую или рассеивающую
панель.
Специальные
стеновые панели (площадью 0,2 кв.м и толщиной 5 см) вполне подходят
по цене и эффективности. Тяжелые шторы и ковры будут лучше с эстетической
точки зрения (но отнюдь не обязательно с акустической и экономической).
Если вы хотите что-то, подходящее по стилю к самодельным басовым
ловушкам, сделайте раму толщиной 8-10 см, внутрь поместите шерсть
или фибергласе, а поверх обтяните тканью. Толстый ковер поможет
справиться с первичными волнами, отраженными от пола. Для борьбы
с отражениями от потолка или задней стены обычно используется звукорассеиватель,
который равномерно отражает звук по множеству направлений. Более
эстетичный и дешевый способ - установить вдоль задней стены книжные
полки. Они не совсем подходят для этого, но все же вполне неплохо
рассеивают звук.
Каким
бы путем вы не пошли - обратитесь ли за помощью к профессионалам
или сделаете все сами - вы будете поражены тем, какой эффект окажет
на звучание вашего домашнего кинотеатра немного внимания к акустике
помещения.
Сделайте это - и превосходный звук будет в ваших... хм... ушах.
По
материалам журнала Home Theatre
|
|