|
Место
для прослушивания должно располагаться так, чтобы твитеры АС (ВЧ
динамики) находились на одном уровне с вашими ушами. Правильное
расположение по высоте позволяет добиться более четкой локализации
звучания. Очень резко улучшится звучание полочных АС в области баса,
если их установить на специальные засыпные стойки. Напольные АС
обязательно установите на шипы.
Установите АС так, чтобы расстояние между ними и местом прослушивания
было одинаково, то есть чтобы получился равносторонний треугольник,
или чуть дальше. Постелите на пол ковер или ковровое покрытие -
это улучшит звучание верхнего баса и середины. Но не переусердствуйте,
иначе звучание будет мертвым и безжизненным, как при открытом окне.
Очень хорошие результаты получаются при оклейке потолка пробковыми
или рифлеными пенопластовыми панелями.
Изменяя угол расположения АС можно значительно улучшить локализацию
звучания. Разверните АС носками внутрь и установите их так, чтобы
исходящие от АС оси пересекались на некотором расстоянии прямо перед
вами. Как - бы поймайте звук в фокус. Установите ваши АС подальше
о стен и углов, насколько позволяют возможности. Желательно, чтобы
расстояние от задней стены было отличным от расстояния до боковой
стены. При одинаковом расстоянии до стен возможно складывание отражающих
волн, или наоборот их взаимное уничтожение. В результате чего возможно
появление горба или глубокого провала “седловины” в области баса
и неприятное бубнение.
Как писал А. Лихницкий: Повлиять на низкочастотный подъем мы не
в состоянии. Удаляя громкоговоритель от стен и пола, мы только понизим
частоту, с которой этот подъем начинается. Но у нас есть возможность
свести к минимуму провал. Для этого размеры X, Y, Z и 0,5d следует
выбрать не равными друг другу.
Возникает
вопрос, что означает не равные? Ответ лежит на поверхности. Нужно
компенсировать седловину, образующуюся из-за взаимодействия громкоговорителя
с одним мнимым источником, нечетким максимумом, который возникает
и результате взаимодействия этого громкоговорителя с другим мнимым
источником. Такую компенсацию полезно сделать в каждой паре взаимодействующих
источников звука. Для такой компенсации нужно среди размеров X,
Y, Z и 0,5d, произвольным образом взять две пары и затем установить
в каждой из них отношение размеров равное 1,7. В комнате прослушивания
такое соотношение может быть без затрат определено.
После
того как громкоговорители установлены в рассчитанное положение,
свободное соотношение между размерами X и Y (или Z и d) желательно
уточнить по результатам измерении общей мощностной АЧХ громкоговорителей,
а еще правильнее - основываясь на оценке характера звучания басовых
нот контрабаса и литавр.
И
последнее, хочу описать точку зрения А. Лихницкого, о местонахождении
слушателя в комнате прослушивания. Слушатель должен находиться на
равном расстоянии от громкоговорителей стереосистемы, причем угол
между ними (с вершиной у его головы) должен составлять от 50 до
70°. Кроме того, он обязательно должен быть в зоне баланса амплитуд
четных и нечетный, продольных, аксиальных стоячих волн. Сразу замечу,
что этого баланса вы не получите, если попытаетесь расположиться
в центре комнаты, так как там могут быть только нулевые амплитуды
(узлы) нечетных стоячих воли. Требуемый баланс нужно искать, отступив
от центра комнаты на расстояние, которое составляет 10 - 15% ее
длины. Проще всего место этого баланса искать на слух. Проиграйте
через аудиосистему запись органной музыки, и, двигая кресло, в котором
вы сидите, взад и вперед, добейтесь приемлемой артикуляции и легкости
звучания баса.
И главное, не ставьте между АС стойки и тумбочки, если у вас все
таки стоит стойка, то выдвиньте АС вперед или подвиньте стойку к
стене. |
|