|
Вся
история звуковоспроизведения складывалась из попыток приблизить
иллюзию к оригиналу. И хотя путь пройден громадный, до полного приближения
к живому звуку еще очень и очень далеко. Отличия по многочисленным
параметрам могут быть измерены, но и не мало их остается пока вне
поля зрения разработчиков аппаратуры. Одной из главных характеристик,
на которую потребитель с любой подготовкой всегда обращает внимание,
является коэффициент нелинейных искажений
(КНИ).
И
какая же величина этого коэффициента достаточно объективно свидетельствует
о качестве устройства? Нетерпеливые могут сразу найти попытку ответа
на этот вопрос в конце. Для остальных продолжим.
Этот коэффициент, который еще называют коэффициентом общих гармонических
искажений, представляет собой выраженное в процентах отношение эффективной
амплитуды гармонических составляющих на выходе устройства (усилителя,
магнитофона и т.п.) к эффективной амплитуде сигнала основной частоты
при воздействии на вход устройства синусоидального сигнала этой
частоты. Таким образом, он позволяет количественно оценить нелинейность
передаточной характеристики, которая проявляется в появлении в выходном
сигнале спектральных составляющих (гармоник), отсутствующих во входном
сигнале. Другими словами, происходит качественное изменение спектра
музыкального сигнала.
Кроме
объективных гармонических искажений, присутствующих в слышимом звуковом
сигнале, существует проблема искажений, которые отсутствуют в реальном
звуке, но ощущаются из-за субъективных гармоник, возникающих в улитке
среднего уха при больших величинах звукового давления. Слуховой
аппарат человека является нелинейной системой. Нелинейность слуха
проявляется в том, что при воздействии на барабанную перепонку синусоидального
звука с частотой f в слуховом аппарате зарождаются гармоники этого
звука с частотами 2f, 3f и т.д. Поскольку в первичном воздействующем
тоне этих гармоник нет, они получили название субъективных гармоник.
Естественно,
это еще больше осложняет представление о предельно допустимом уровне
гармоник звукового тракта. При увеличении интенсивности первичного
тона величина субъективных, гармоник резко возрастает и может даже
превысить интенсивность основного тона. Это обстоятельство дает
основание для предположения о том, что звуки с частотой менее 100
Гц ощущаются не сами по себе, а из-за создаваемых ими субъективных
гармоник, попадающих в область частот свыше 100 Гц, т.е. из-за нелинейности
слуха. Физические причины возникающих аппаратных искажений в различных
устройствах имеют разную природу, и вклад каждого в общие искажения
всего тракта неодинаков.
Искажения
современных CD-проигрывателей имеют очень низкие значения и практически
незаметны на фоне искажений других блоков. Для акустических систем
наиболее существенными являются низкочастотные искажения, обусловленные
басовой головкой, и стандартом оговариваются требования только для
второй и третьей гармоник в области частот до 250 Гц. И для очень
хорошо звучащей акустической системы они могут быть в пределах 1%
или даже несколько больше. В аналоговых магнитофонах главной проблемой,
связанной с физическими основами записи на магнитную ленту, является
третья гармоника, значения которой обычно и приводятся в инструкции
для сведения. Но максимальное значение, при котором , например,
всегда производятся измерения уровня шумов, это 3% для частоты 333
Гц. Искажения же электронной части магнитофонов значительно ниже.
Как в случае акустики, так и для аналоговых магнитофонов, благодаря
тому, что искажения в основном низкочастотные, субъективная заметность
их сильно падает из-за эффекта маскировки (который заключается в
том, что из двух одновременно звучащих сигналов лучше слышен более
высокочастотный).
Так
что главным источником искажений в вашем тракте будет усилитель
мощности, в котором, в свою очередь, основным является нелинейность
передаточных характеристик активных элементов: транзисторов и электронных
ламп, а в трансформаторных усилителях также добавляются нелинейные
искажения трансформатора, связанные с нелинейностью кривой намагничивания.
Очевидно, что с одной стороны искажения зависят от формы нелинейности
передаточной характеристики, но также и от характера входного сигнала.
Например,
передаточная характеристика усилителя с плавным ограничением при
больших амплитудах не вызовет никаких искажений для синусоидальных
сигналов, меньших уровня ограничения, а при увеличении сигнала выше
этого уровня искажения появляются и будут увеличиваться. Такой характер
ограничения присущ в основном ламповым усилителям, что в какой-то
мере может служить одной из причин предпочтения таких усилителей
слушателями. И эту особенность использовала фирма NAD в серии своих
нашумевших усилителей с "мягким ограничением", выпускавшихся
с начала 80-х годов: возможность включения режима с имитацией лампового
ограничения создала многочисленную армию поклонников транзисторных
усилителей этой фирмы.
Напротив, характеристика усилителя с центральной отсечкой (искажения
типа "ступенька"), которая характерна для транзисторных
моделей, вызывает искажения музыкальных и малых синусоидальных сигналов,
а с увеличением уровня сигнала искажения будут уменьшаться. Таким
образом, искажение зависит не только от формы передаточной характеристики,
но также от статистического распределения уровней входного сигнала,
которое для музыкальных программ близко к шумовому сигналу. Поэтому,
кроме измерения КНИ с использованием синусоидального сигнала, возможен
метод измерений нелинейных искажений усилительных устройств с использованием
суммы трех синусоидальных или шумового сигнала, дающих в свете вышесказанного
более объективную картину искажений. |
|