|
Цифровой тракт такой карты можно считать ее основным узлом, поскольку
именно он выполняет преобразование и передачу звука из внешней среды
в компьютер и обратно. Для этого тракт имеет АЦП и ЦАП - аналогово-цифровой
и цифро-аналоговый преобразователи, между которыми размещена логика
управления цифровым потоком. Поступающий на АЦП звук в аналоговой
форме - в виде непрерывно меняющегося электрического сигнала - подвергается
в нем дискретизации и квантованию.
искретизация разбивает непрерывный сигнал на последовательность
его мгновенных значений - отсчетов, следующих с более высокой частотой
(не менее, чем удвоенный верхний предел частотного диапазона), а
квантование кодирует уровень каждого отсчета целым числом в диапазоне
0..255 (8-разрядная оцифровка) или 0..65535 (16-разрядная оцифровка).
В результате образуется поток чисел, величина которых описывает
закон изменения исходного сигнала. Этот поток проходит через схему
управления и может считываться оттуда непосредственно процессором
через регистры карты, однако чаще всего применяется автоматическая
передача напрямую в память (прямой доступ к памяти - DMA), при котором
от процессора требуется только настроить начальный адрес и параметры
передачи, а все остальное сделают системный контроллер DMA и система
управления цифрового тракта карты.
Аналогичным
образом работает и обратный процесс: последовательность цифровых
отсчетов, забираемая системой управления цифрового тракта карты
из памяти, подается на ЦАП, который преобразует числовые значения
в уровни напряжения, а затем объединяет дискретную последовательность
этих уровней в непрерывный звуковой сигнал, который и снимается
с выхода карты.
Все
современные карты поддерживают запись и воспроизведение звука на
частотах дискретизации до 44.1 кГц с 16-разрядным квантованием;
в подавляющем большинстве реализовано также 8-разрядное квантование
для работы со звуком низкого качества (параметры телефонной линии).
Ряд карт поддерживает частоты дискретизации 48 кГц и выше, а те,
что предназначены для профессиональной работы - 18- и 20-разрядное
квантование.
В микросхемах
ESS1868, Yamaha YM718/719, а также почти во всех остальных современных
наборах микросхем для звуковых карт, реализован режим дуплекса (Full
Duplex), позволяющий ЦАП и АЦП работать одновременно, параллельно
записывая звук со входа в одни области памяти и воспроизводя его
из других областей памяти на выход. Благодаря этому режиму можно
реализовать весьма интересные возможности - голосовую связь по сети,
обработку поступающего звука каким-либо алгоритмом с одновременным
(точнее - с небольшой задержкой на обработку) выводом результата,
и т.п.
Музыкальный
синтезатор OPL3, имеющийся в простых картах, сейчас включается в
их состав скорее по традиции и ради совместимости с ранними моделями,
нежели для проигрывания музыки. Сам по себе частотно-модуляционный
способ синтеза звука является чрезвычайно мощным и плодотворным,
что ярко доказала серия профессиональных синтезаторов Yamaha DX,
однако в OPL3 реализована лишь бледная тень этих инструментов. Принцип
этого метода синтеза заключается во взаимной модуляции нескольких
генераторов синусоидального сигнала; каждый управляемый генератор
называется оператором. Вместо 6-операторной конфигурации, реализованной
в инструментах Yamaha DX7 и DX100, в OPL3 есть только двух- и четырехоператорная,
причем последняя допускает только самые примитивные способы соединения
операторов. Кроме этого, набор управляющих параметров операторов
в OPL3 крайне беден. Все это в совокупности приводит к тому, что
OPL3 в состоянии издавать лишь очень малую часть звуков, традиционных
для FM, да еще и с довольно низким качеством. Поэтому чаще всего
карты, оборудованные только этим синтезатором, считают чисто звуковыми
и неспособными исполнять музыку по нотам. На профессиональных звуковых
картах OPL3 не ставиться ввиду его явной бесполезности в этих применениях.
Наконец,
микшер представляет собой многовходовой аналоговый сумматор с управляемыми
коэффициентами усиления по каждому входу, за счет чего он может
объединять звук с разных источников карты в одну выходную линию
с независимой регулировкой как всех входных, так и выходного уровня
и стереобаланса. Помимо цифрового тракта и OPL3, микшер получает
сигналы с микрофонного и линейного входов, входа проигрывателя CD,
а в ряде моделей - с дополнительной дочерней платы-синтезатора,
с добавочного внутреннего входа и входа для подключения сигнала
PC Speaker. К последнему разъему при помощи специального провода
подключается выход громкоговорителя с системной платы, чтобы издаваемые
им звуки можно было слышать в наушниках или колонках.
Кроме
смешивания сигналов для подачи на звуковой выход, микшер обеспечивает
также смешивание сигналов для подачи на АЦП цифрового тракта - проще
говоря, для записи звука. При этом, в зависимости от модели микшера,
регулировки уровней записи и контроля могут быть раздельными или
совмещенными, выбор источников для записи может быть независимым,
с возможностью любой их комбинации, или же с возможностью выбора
для записи только одного источника.
Теперь
о дополнительных устройствах звуковых карт. Чаще всего таким устройством
является та или иная модель музыкального синтезатора; если цифровой
тракт способен лишь просто воспроизвести звуковой поток, то синтезатор
способен создавать звучания прямо внутри себя, и играть этими звуками
под управлением компьютера. Наиболее распространенные синтезаторы
- GF1 и Interwave (Gravis Ultrasound), EMU8000 (Sound Blaster AWE),
ICS WaveFront (семейство карт Turtle Beach). Все они построены по
таблично-волновому (Wave Table) принципу, когда в памяти синтезатора
хранятся таблицы с образцами звучаний, записанными в цифровой форме,
которые в нужные моменты проигрываются на определенной высоте и
в нужных сочетаниях. В отличие от FM–синтеза, создающего звуки "из
ничего", этот метод нельзя назвать "честным" синтезом,
однако современные WT–синтезаторы способны до неузнаваемости менять
высоту, амплитуду и спектр исходных звуков, создавая из них совершенно
новые.
Для
того, чтобы воспроизводить звуки, WT–синтезатор нуждается в памяти,
куда они записываются. Обычно это ПЗУ, в котором записан базовый
набор звуков - General MIDI (GM); в ряде карт имеется еще и ОЗУ,
куда можно загружать дополнительные звуки и их наборы, расширяя
тембровую палитру синтезатора. Некоторые карты не имеют ПЗУ, сразу
загружая звуки во внутреннее ОЗУ (GUS, EWS64XL) или в системное
ОЗУ компьютера (карты на S3 SonicVibes). Последняя технология носит
названия UMA (Unified Memory Architecture).
Синтезаторы
звуковых карт - как FM, так и WT - управляются из прикладных программ
при помощи MIDI - цифрового интерфейса музыкальных инструментов,
включающего команды исполнения нот, смены тембров, управления громкостью,
высотой, панорамой и другими параметрами звука. Однако MIDI содержит
только команды исполнителю - это очень похоже на нотную партитуру.
Несмотря на то, что стандартные тембры разных синтезаторов похожи
друг на друга, они все же имеют различные оттенки и динамику звучания,
поэтому MIDI–музыка, отлично звучащая на одном типе синтезатора,
может совершенно "неправильно" звучать на другом, и наоборот;
об этом не следует забывать, оценивая звучание MIDI–файлов, сделанных
на других картах и инструментах.
Многие
звуковые карты снабжены разъемом для дополнительной дочерней платы
(Daughterboard). Дочерняя плата фактически является внутренним MIDI–синтезатором,
получая через MIDI–интерфейс основной карты команды, отыгрывая их
и возвращая звук в аналоговом виде обратно на основную карту. Идея
дочерней платы была впервые реализована в плате Creative Wave Blaster,
поэтому и другие дочерние платы часто ошибочно называют Wave Blaster'ами
- так же, как и обычные звуковые - Sound Blaster'ами. Установка
дочерней платы позволяет получить на простой карте таблично-волновой
синтез, а при его наличии - расширить возможности и палитру базового
синтезатора.
Там,
где есть дополнительный синтезатор и разъем для дочерней платы,
в микшере могут быть либо предусмотрены отдельные каналы для этих
двух источников, либо оба они сводятся с выходом OPL3, образуя единый
звуковой источник "MIDI".
© Евгений Музыченко
Новосибирск |
|