|
МР3
Самый
популярный формат сжатия на сегодняшний день – это МР3. Формат МР3
(MPEG Layer 3) был
разработан, после ряда промежуточных форматов, институтом Фраунхофера
в Германии. Вообще то, формат .МР3 основан на обмане человеческого
уха. После некоторых исследований выяснилось, что человеческому
слуху свойственно адаптироваться к появлению новых звуков, что выражается
в повышении порога слышимости. Поэтому одни звуки способны маскировать
(то есть, делать субъективно неслышимыми) другие. Вот и в этом формате
часть звуков, которые, как считает соответствующая теория, делаются
неслышимыми, просто убираются из общего звучания. После чего получившийся
«полуфабрикат» кодируется по методу Хоффмана. Обязательно следует
учитывать то, что в формате МР3 программы, сжимающие звук из оригинального,
не являются стандартизированными, то есть каждый грамотный программист
может реализовать свою схему сжатия. А стандартам подчиняются только
декодеры, что приводит к тому, что качество воспроизведения формата
МР3 далеко не всегда зависит от плеера, проигрывающего этот файл.
В связи с разными способностями и пристрастиями реализаторов различных
кодеров, одни из них лучше справляются с симфонической музыкой,
другие - с роком и металлом, третьи - с рэпом и рэйвом и так далее.
JointStereo,
являющийся одной из особенностей МР3, означает, что вместо кодирования
стерео как двух независимых каналов производится кодирование т.н.
центрального канала и разницы, отличающей его от исходных стереоканалов.
Довольно много составляющих звука в стереоканалах одинаковы, и их
кодирование в общем канале позволяет высвободить дополнительную
полосу для более подробного кодирования разницы, что приводит к
некоторому улучшению качества.
Обязательно
следует упомянуть и о Variable Bit
Rate, или VBR.
Это означает, что кодер изменяет степень сжатия «на лету», в зависимости
от характера звука. Такой подход приводит к уменьшению итогового
размера файла или, при увеличении требований к качеству, при том
же размере файла позволяет добиться лучшего звучания.
MP3
Pro
Появившийся
в 2001 году кодек MP3 Pro был создан компанией Coding Technologies
совместно с Thomson Multimedia. В его основе лежит МР3, и в результате
он получился полностью совместимым с MP3 назад и лишь частично вперед.
В нем используется технология SBR (Spectral Band Replication), за
счет чего кодек обеспечивает хорошее качество на низких битрейтах.
Однако качество кодирования на средних и высоких скоростях передачи
данных уступает качеству почти всех других кодеков. В итоге MP3
Pro применяется больше для трансляций в интернете и демонстраций
фрагментов новых музыкальных композиций.
WMA
Кодек
WMA, или Microsoft Windows Media Audio, является серьезной альтернативой
МР3. Файлы этого формата имеют расширения .WMA и .ASF, обладают
явным преимуществом перед МР3 на низких скоростях потока данных
(битрейтах) и теряют его при увеличении скорости подачи информации
на кодек.
На
основе WMA разработан стандарт WMA DRM, реализующий близкую сердцу
звукозаписывающих компаний защиту от копирования. Файлы, созданные
на основе этого формата, можно записывать на устройства воспроизведения,
типа МР3-флэш-плееров, однако скопировать их оттуда нельзя.
ATRAC
ATRAC
(Adaptive TRansform Acoustic Coding - акустическое кодирование адаптивным
преобразованием) базируется на стереофоническом звуковом формате
с 16-разрядным квантованием и частотой дискретизации 44.1 кГц. При
сжатии каждый кадр делится на 52 частотные полосы, результирующая
скорость потока - 292 кбит/с (сжатие 1:5). Применяется в системе
MiniDisk.
Ogg
Vorbis
Формат
Ogg Vorbis - относительно новый универсальный формат записи звука
с потерями данных. Он принадлежит к тому же типу форматов аудиосжатия,
что и МР3 и WMA, а психоакустическая модель, описывающая особенности
человеческого слуха, в соответствии с которыми производится сжатие,
по принципам действия близка к МР3. Радикальным же отличием этого
формата стала математическая обработка и практическая реализация
этой модели. В этом формате пороговая максимальная частота оцифровки
не 44 кГц как в MP3, а 48, что теоретически улучшает качество звука.
Также следует отметить, что теоретическое число каналов не ограничено
двумя, как обычно, а достигает 255. Файлы, закодированные в этом
формате, меньше таких же файлов в МР3. Распространение формата сдерживалось
недостаточной поддержкой со стороны производителей аппаратуры.
© Денис Борушевский
|
|