Скажу сразу, что статья не претендует на истину
в последней инстанции, а отражает моё видение проблемы, основанное
на личном опыте и опыте моих друзей – конструкторов высококачественной
звуковоспроизводящей аппаратуры и музыкантов.
Публикаций на данную тему очень много. На всевозможных
форумах в Интернете и в различных журналах я часто вижу различные
суждения на тему акустических и межблочных кабелей, причём многие
из них прямо противоположны друг другу. Разобраться, особенно людям
неопытным, бывает довольно сложно. Между тем, звучание Вашего радиокомплекса
может быть «загублено» именно некачественными соединителями, несмотря
на то, что отдельные его части правильно настроены и прекрасно звучат.
Прежде чем давать оценки, изложу общую концепцию,
которой я придерживаюсь. Она достаточно проста. Я считаю, что каждое
звено звуковоспроизводящего комплекса приводит к неизбежной деградации
исходного сигнала, важно лишь, чтобы это влияние было минимальным.
И ещё одно. Считаю, что звучание кабелей не должно
вносить собственной окраски в исходный сигнал, то есть быть нейтральным.
Каждая фонограмма отражает некий отрезок времени с присущими только
ему способами записи, манерой исполнения, характерными особенностями
звучания и т.д. Вмешиваться в исходный музыкальный сигнал (даже
посредством кабелей) можно, но вряд ли нужно, так как при этом нарушается
оригинальная трактовка музыкального произведения исполнителем и
цельность восприятия фонограммы.
Для сравнительной оценки были
выбраны следующие типы изделий.
Акустические
провода:
1.Noname китайского производства (сечение 2,5 мм)
- OFC
2.Belsis - OFC
3.CS 122 (Van den Hul) – композитный (медь+серебро+углерод)
4.Supra – композитный (медь+олово)
5.Ecosse Reference MS 2.3 – монокристаллическая
медь
6.UTP(витая пара 5 категории)
Межблочные
провода:
1. No name китайского производства – OFC
2. D-102V (Van den Hul) – композитный (медь+серебро)
3. Daxx R88 – OFC
4. Ecosse Composer – монокристаллическая медь
5. ПРППМ – моножила (медь)
6. UTP (витая пара 5 категории)
Выбор изделий не случаен. Во первых
– эти кабели достаточно распространены, во вторых – прослеживается
деление на три основных группы. Группы
примерно выглядят так:
1. OFC – бескислородная медь.
2. OСC – монокристаллическая медь.
3. Композитные.
Чтобы Вы, уважаемые читатели, не
путались в названиях, изложу очень коротко
особенности каждой группы
OFC – бескислородная медь, провод получаемый из
заготовки методом холодного вытягивания через фильеру. Самый распространённый
материал.
В целом имеет неплохое звучание, но есть и недостатки.
Когда на таком кабеле вы видите надпись чистоты материала 99,99…%,
то это означает чистоту материала в заготовке. При прохождении через
фильеру металл насыщается примесями и его кристаллическая решётка
нарушается. Также неизвестно, где находятся эти примеси – в самих
зёрнах или на границе между ними. Таким образом надпись 99,99…%
- чисто маркетинговый ход, предназначенный для покупателя. Именно
поэтому кабели из бескислородной меди у разных производителей и
звучат по-разному.
OСC – монокристаллическая медь (метод профессора
Оно), провод получаемый при помощи специальной технологии прямо
из расплава. Цель – получение длинных (до 125м) кристаллов меди,
сопоставимых с длиной кабеля. Как Вы понимаете, при этом достигается
минимизация переходов внутри проводника.
Композитные (или композиционные, как хотите) – провода,
как правило состоящие из нескольких металлов (например, лужёная
или посеребрённая медь).
Комбинацией металлов (и неметаллов, например
углерод) удаётся придать проводу какие-то конкретные свойства.
Теперь
о прослушивании
Для этого применялась достаточно простая система.
Источник сигнала – CD проигрыватель Rotel RCD-02S.
Усилитель мощности – самодельный однотактный на
лампах E83CC (6Н2П)+6П43П конструкции моего друга А.И.Манакова (мощность
2,5Вт).
Акустические системы – KEF-Q1 (чувствительность
91 Дб).
При неизменных основных составляющих системы, провода
менялись, что субъективно позволило судить об их звучании.
Сначала акустические
№1 китайского производства показали самый плохой
результат. Звучание тусклое, лишённое эмоциональной окраски. Такое
впечатление, что звук доносится из-за стены.
№2 Belsis показал более лучший результат. Недостаток
– плохое воспроизведение высоких частот. Низкочастотный диапазон
в порядке.
№3 CS-122 (Van den Hul) – радикальная разница. Очень
яркое (даже слишком), объёмное звучание.
№4 Supra – ровное деликатное (немного сглаженное)
звучание.
№5 Ecosse MS 2.3 – просто супер. Невероятно точная
передача всех нюансов. Великолепная передача низких частот, ровная
середина и прозрачный верх.
№6 –Сюрприз. Витая пара 5 категории (все восемь
проводов в «кучу» и оба провода перевить между собой). Удивительно,
но уступил этот провод только Ecosse, да и только в низкочастотном
диапазоне. Я это объясняю меньшим сечением у витой пары 1,6мм против
3,0 у Ecosse. Если у Вас есть высококачественный предварительный
усилитель, то чуть добавьте низких частот. Учитывая цену – копейки
против 45$ за метр у MS 2.3, стоит задуматься.